Давеча решил я съездить в Чернобыльскую зону. Поскольку
путешествовать я привык на мотоцикле, легальные автобусные экскурсии
меня не привлекали.
Другие пути в Зону закрыты, но, как говаривал
Сократ, «мудрому не нужен закон, у него есть разум». Вооружившись этим
изречением и ничего никому не сказав (дабы не сеять сомнений в моей
мудрости), я собрал снаряжение и выдвинулся на север.
Чем дальше,
тем более дикими становились края. Всё чаще торчали развалины из
пожухлой травы. У последней на трассе заправки я остановился, чтобы
залить полный бак, потому что дальше цивилизация кончалась. Угрюмые
обитатели безымянной обшарпанной бензоколонки напоминали рэднеков из
«Беспечного ездока».
К середине дня я приблизился к границе Зоны.
Сверившись с картой, я свернул в лес и запетлял тайными тропами.
Грунтовка вывела в поле, уперлась в колючую проволоку, и раздвоилась,
огибая Зону вокруг.
Пощупав плотные ряды колючки, я двинулся
вдоль границы. Иногда встречались прорехи для пешеходов, но мотоцикл
протиснуть было негде. Зорко высматривая патрули, я ехал километр за
километром.
Наконец попался удачный подкоп, прикрытый небрежно
накрученной проволокой. Спрятав мотоцикл в кустах, я принялся
распутывать петли. Отдалённый гул привлёк моё внимание.
Далеко в
поле поднимала шлейф пыли машина, и двигалась прямо на меня.
Пригнувшись, я перебежал к мотоциклу. Шум становлися всё громче, всё
ближе, и вдруг совсем уже рядом скрипнул тормоз, и всё затихло. Кровь
стучала в ушах.
Хлопнула дверь. «Идти сдаваться или насладиться
последними секундами свободы?», – задавался я вопросом. Шаги незнакомца
шуршали по песку.
Дверь хлопнула ещё раз. Зажужжал стартер,
взревел двигатель, и звук начал удаляться. В широком просвете между
деревьями проехала старая «Нива». Если бы мужик за рулём повернул
голову, он увидел бы меня, скорчившегося за мотоциклом. Когда затих шум
автомобиля, я выдохнул. Мой час ещё не пришёл.
Я распутал оставшиеся витки проволоки, подвёл мотоцикл к периметру, нырнул под колючкой и выскочил на той стороне.
Внутри
Зоны и небо оказалось голубее, и травка сочнее – как в «Сталкере»
Тарковского. В десятке метров за забором начинался лес. Судя по карте, в
этом месте вглубь Зоны должна была уходить дорога. И действительно –
среди деревьев виднелась замшелая колея. Я изолентой примотал к рулю
радиометр и углубился в чащу.
Лес
оказался совсем недружелюбным. Следы дороги быстро рассосались и я
оказался в глухих дебрях, заваленных валежником. Я переползал с бревна
на бревно на первой передаче, объезжал крупные поваленные стволы, пару
раз падал.
Сверяясь с картой, я ломился прямо через чащу к
ближайшему селу. Мой план был прост: там должны были сохраниться остатки
дорог, по ним я доеду до следующей деревни, и так далее.
Действительно,
я выскочил сначала на песчаную просеку, затем на настоящую лесную
дорогу и весело затарахтел вперёд. На пути ещё встречались упавшие
деревья, но их я перескакивал или объезжал с ходу. Вдоль дороги тянулся
ряд трухлявых стобов линии электропередач, радиационный фон был ниже
киевского.
Лес расступился, и я оказался в деревне. Из зарослей
вздымались кособокие хаты и поредевшие заборы. Внутри домов царило
разорение – даже дощатые полы были сорваны и сломаны. Уже вечерело, пора
было искать место для ночлега. Ночёвка в тоскливом доме с привидениями
не привлекала, поэтому я отправился дальше.
Проезжая по просеке, я
увидел впереди огромного кабана. Кабан поднял от земли рыло и уставился
свирепо и с недоумением. «Сейчас он должен испугаться и убежать», –
подумал я. Кабан никуда не спешил. «Стоп. Может, это я должен испугаться
и убежать?», – усомнился я. Кабан развернулся и вприпрыжку скрылся в
чаще. Отлегло.
Я тоже углубился в лес, натянул гамак, перекусил и
стал укладываться. Сквозь сетчатый верх гамака светило невероятное
количество звёзд – столько я видел только в детстве, и то в планетарии.
Часто сверкали метеоры… И только нехорошие мысли отвлекали от этой
прекрасной картины: я слыхал, будто в Зоне водится масса волков.
Воображение рисовало картину: я мирно соплю в гамаке, а вокруг бесшумно
смыкают кольцо серые тени, и слышно только как капает слюна из зловонных
пастей… С этими мыслями я уснул.
Пожарные
пруды часто встречаются в Зоне. Фон рядом с ними в 2 раза выше
допустимой нормы – радиометр показывает 0,6 микрозивертов в час. 10
метров в сторону – и фон уже нормальный
Рано
утром я отправился дальше, вглубь Зоны. Одну за другой я миновал
несколько заброшенных деревень. Тишина, глухие заросли, распахнутые
двери, груды бревен и битых кирпичей. Это было как в фильмах про мир
после ядерной войны, только без надуманных мутантов и людоедов – просто
природа, стирающая следы человека.
Природа
давала о себе знать очень непосредственно – всё чаще приходилось
объезжать громадные кучи лосиного помета. На окраине одного из сёл я
спугнул и самого лося – крупная туша ломанулась через заросли.
Чем
дальше от границы, тем более нетронутыми были дома, избежавшие рук
мародеров. Есть разница между заброшенными домами, в которых, вывезя всё
нужное, просто перестали жить, и домами спешно покинутыми, как здесь, в
Зоне. В рамах блестят целые стёкла, в домах стоит мебель, висят вещи на
крючках. И самое жуткое – фотографии. На полу, на стенах, в рамках, в
альбомах – всюду раскиданные снимки. Пробирали мурашки, когда я
представлял себе людей, бежавших в такой спешке, что позади осталось
даже это.
Я двигался дальше – в десятикилометровую зону.
Говорят,
в Зоне живут люди. Не видел ни одного, хотя может быть. Но не в
десятикилометровой зоне – зоне безусловного отселения. Когда-то она была
ограждена и охранялась. Сейчас остались только поваленные столбы,
ржавая колючка на земле и пустые бетонные домики КПП.
На
подъезде к границе десятикилометровой зоны я увидел вздымающиеся над
лесом огромные решетки заброшенной радиолокационной станции «Чернобыль
2″. Я огибал лес полем, и чувствовал себя на открытом пространстве очень
неуютно – будто кто-то наблюдает очень пристально, и записывает в
блокнот.
Поэтому я с облегчением свернул в чащу по ближайшей
просеке. Путь уходил в сторону от РЛС, а мой бензобак изрядно полегчал,
так что я, скрепя сердце, отказался от поисков обходных троп к
«Чернобылю 2″, и поехал, куда вела дорога.
Просека вывела на
свежий асфальт. Недалеко виднелась бетонная ограда с аккуратно навитой
по верху колючкой, а за ней – большая территория с комплексом зданий. Я
осторожно приблизился.
По карте в этом месте значился «объект
«Вектор» – предприятие по переработке радиоактивных отходов. Фонари,
следовая полоса, лес вырублен на несколько десятков метров вокруг забора
– я не хотел стать героем, поэтому тихо повернулся и скрылся между
деревьев.
Избегая асфальтированной дороги, я двинулся дальше.
Широкая, покрытая сыпучим песком просека вела между плотными еловыми
стенами, пока на открывшейся поляне не показался жёлтый бронетранспортёр
– я приехал на могильник зараженной техники.
Комплекс «Вектор»
Я
спешился и пошёл между ржавыми громадинами. Время от времени зловещий
скрип заставлял вздрагивать – на ветру колебались отогнутые стальные
листы и распахнутые двери на заскорузлых петлях.
Основная
масса техники аккуратно стояла на огражденной колючкой бетонной
площадке, но вокруг забора царил хаос. Покорёженные грузовики, пожарные
машины, бронетранспортёры валялись вмятые друг в друга, как жертвы
последней решительной битвы.
Водители будто стремились оторваться
по-полной перед тем, как бросить технику. Снесённые столбы,
раздавленные брюхом бронетранспортёров автобусы, вскарабкавшиеся по
груде металлолома грузовики – это отдавало далёким эхом нездорового
разудалого веселья людей, которым всё уже по-барабану.
Радиометр
щёлкал слишком часто – фон переваливал за 1 микрозиверт. Задерживаться
надолго здесь не хотелось, поэтому я в темпе пролез под колючкой и бегом
углубился в улочки между расставленной техникой.
Отснимав
диковинные механизмы, я вернулся к мотоциклу. Что-то было не так,
чувствовалась смутная тревога. В замке торчал ключ – оказывается, я
оставил зажигание включенным, и фара сожрала аккумулятор без остатка.
Кнопка стартера бессильно щёлкала.
Зловеще скрипела на ветру перекошенная дверь соседнего грузовика.
Космические корабли пришельцев ржавели в общей куче.
Чернобыльских мутантов пытались удержать в бронированных камерах, обмотанных колючей проволокой. Всё было бесполезно…
Приборная
панель не светилась, стартер не работал. Я утёр холодный пот. К
счастью, у меня есть кикстартер. К несчастью, мотоцикл с него хрен
заведёшь. До этого дня мне удавалось стартануть с кика лишь однажды, и
то – мотоцикл был совсем горячий, только что заглушенный.
Я
выдвинул рычаг кикстартера, и приступил. Технология заключается в том,
чтобы взгромоздиться на мотоцикл и лягнуть кик со всей дури, всей массой
тела. Через полчаса, когда я стал уставать и отчаиваться, двигатель
неожиданно взревел. Отлегло.
Я
двинулся к границе Зоны в стороне от места, где я в неё проник. Путь
лежал через заросшие дороги, едва заметные тропы под линиями
электропередач, брошенные деревни и дачные посёлки. Завалы упавших
деревьев приходилось объезжать прямо через лес.
Вообще-то, в Зоне
есть сеть сравнительно ухоженных дорог – они соединяют Чернобыль и
Припять с приграничными КПП. Движение на этих трассах не назовёшь
оживлённым, но шанс попасться есть, поэтому их я старательно избегал.
Многие
часы ползания по непролазным дебрям убеждают в величии природы. Если
человечество внезапно исчезнет, через 20 лет его следы удастся отыскать
не без труда.
Судя по карте, я приближался к КПП, расположенному в
заброшенной деревне в пределах Зоны. Я объехал деревню окраинными
улочками, выскочил на трассу и обернулся. Далеко позади виднелся
красно-белый шлагбаум. Радостно ухмыляясь, я дал газу и помчался вперёд –
до границы оставалось несколько километров.
У самого выезда путь
преградила баррикада из железного лома. Выехать было можно, следовало
только раскидать завалы ржавой проволоки. Я приступил к работе, спокойно
и размеренно. Я был абсолютно уверен, что все опасности позади, и мне
ничего не угрожает.
Не тут то было.
Я
поднял охапку ржавой проволоки, которая преграждала выезд из Зоны, и
увидел перед собой человека в камуфляже. Расслабившись, я забыл, что
граница с Белоруссией организована по периметру Зоны, так что внутри
Зону охраняет милиция, а снаружи – армия.
Я
покосился на пистолет на поясе пограничника и вообразил себе картину: я
гоню на мотоцикле, за мной на велосипеде пограничник, и пули свищут.
Представив это, я решил сдаться и начал правдивый рассказ: «Ехал-ехал,
наслаждался природой… Сам не знаю как сюда попал, нелепая случайность».
Пограничника я убедил – ментов он вызвал с самым искренним прискорбием.
Смеркалось.
Из глубины Зоны прижужжал на скутере милиционер. Молодой лейтенант
сразу принялся строить крутого парня. Поорал на меня, поорал на
пограничника, обшарил мои вещи.
При виде зеркалки с тремя
объективами лейтенант издал радостный возглас. «Да ты журналист!» Я
честно признался, что нет, но не убедил. Лейтенант грозил мне суровыми
карами, обещал вызвать СБУ и качал головой. «Неправильную ты себе выбрал
цель для статьи, ой лучше б тебе не быть журналистом!», – сокрушался он
о моей судьбе.
Сувениров из зоны в моих вещах не нашлось,
журналистского удостоверения тоже, поэтому 3 года за мародёрство и
репортёрство мне не грозило – только 400 гривен административного
штрафа.
Лейтенант сел за мной пассажиром, и мы отправились на
КПП, мимо которого я так лихо проскочил. Стали оформлять
административный протокол, разговорились. «На патрулировании, бывает,
стаи волков видим по 40 голов!», – пугал меня лейтенант. Когда он начал
вспоминать «А вот зимой взяли группу сталкеров в маскхалатах…», я
окончательно расслабился. Это для них такая игра – «сталкеры» убегают,
милиционеры ловят, и всем весело.
Мне вручили бумагу о моём
нарушении, показали прямую дорогу, и я поехал в ночь. На очередных КПП я
потрясал бумагой, и объяснял, что я уже пойман и заклеймён. В 4 утра я
был в Киеве.
Источник:
http://www.stalker-gsc.ru