Fess: Привет! Спасибо, что согласился поговорить и
ответить на несколько вопросов для Stalker-Zone.Info. Начнем? Чем тебе
близка Вселенная сталкера? Куликов: Привет! Без
проблем! Начнем. Близка, конечно, своей атмосферой! Я думаю, именно
этот фактор привлекает большинство поклонников сеттинга. Fess: Сталкер Стругацких и Сталкер игровой, что значит для тебя каждый? Куликов:
Как сравнить две совершенно разные вещи? Литературное произведение и
компьютерную игру? Да, "Пикник на обочине" служил источником для
вдохновения у разработчиков, но в итоге мир игрового Сталкера оказался
настолько другим, что я склонен считать его самостоятельным и с сюжетом
Стругацких пересекаются лишь терминами и некоторыми деталями.
Если говорить о значении, то бОльшую роль в моей жизни сыграл именно
сталкер игровой, ведь с него начался мой путь в литературе. Fess: хм интересно. Какая из частей Сталкера зацепила больше всего. Чем? Куликов: Играл лишь в Тени Чернобыля и в Чистое небо.
до Зова Припяти пока не добрался. Поэтому, сравнивать оригинал с
дополнением не вижу смысла. Хотя могу рассказать о впечатлениях от
прохождения ТЧ: начинал с опаской, боясь что игра не оправдает ожиданий
и по мере того, как атмосфера затягивала все сильнее, удовольствие
получаемое от игры мягко говоря "зашкаливало", и когда недалеко от
"выжигателя" из асфальта появился призрак - пробрало до мурашек Fess: На твой взгляд, каковы причины возникновения Зоны? Куликов: Реальной или игровой? Fess: ну так как ты очень интересный человек, то хотелось бы получить ответ на два варианта :-) Куликов:
вот хитрец)) ладно, я отвечаю… Причины возникновения реальной зоны, то
бишь Чернобыльской Зоны отчуждения - человеческая самоуверенность, я бы
даже сказал преступная самоуверенность. В руках людей оказалась
страшная сила, и обращаться с ней надо с должным уважением и
осторожностью. Иначе вся земля может превратиться в Зону. Ну а причины
возникновения игровой зоны... (какой интересный вопрос, подразумевает
даже не два, как показалось вначале, а целых три ответа!): если имеется
в виду Зона в самой игре, то я приверженец идеи, которую предлагают
создатели СТАЛКЕРа - во всем виновато О-Сознание; если же речь идет о
Зоне, как о идее для игры, то здесь все логично - локальный
постаппокалипсис, знакомый многим постсоветский антураж (в этом кстати,
на мой взгляд, причина того, что у игры много поклонников среди людей
поколения Перестройки)... беспроигрышный вариант с атмосферой! к тому
же все это основано на РЕАЛЬНОСТИ! Fess: Да, основательный ответ, даже слов нет Как ты думаешь, почему игра Сталкер привела к возникновению целой субкультуры? Куликов:
ну ответ на этот вопрос будет похож на предыдущий, или скорее станет
его продолжением: Реальность! Ведь Зона отчуждения ДЕЙСТВИТЕЛЬНО
существует! Пусть там нет артефактов, аномалий и мутантов (хотя насчет
последних - вопрос спорный), но ведь она существует! И не где-то там, а
рядом с нами! Ну и конечно не малую роль сыграл успех игры и книжной
серии. Fess: Сталкеровская тематика как источник дохода, или это и для души? - хотя уже знаю ответ Куликов:
для души, но в общем -то любой труд должен оплачиваться, и я считаю,
что мы с Ежи вложили в "Связанных Зоной" достаточно труда, мыслей и
души, чтобы иметь полное право на вознаграждение. Fess: да но меня удивили сроки написания - полгода и такой шедевр... Куликов:
Полгода - это долго. Даже очень. Обычно на книгу у меня уходит 3-4
месяца субъективного времени. А тут мы писали вдвоем, правда и книга
получилась довольно объемной. насчет шедевра... Многие называли мой
рассказ "Две улыбки для контролера" шедевром, а написан он был за два
дня, плюс день на редактирование. Просто под порывом. Когда сюжет
сформировался в голове, то все что тебя ограничивает - скорость набора
текста Fess: Наверное, стандартный вопрос -
если перенестись во Вселенную Сталкера, то кем бы ты стал? И твоё
отношение к группировкам. Долг, Свобода, Военсталы, Бандиты-Мародёры,
Одиночки, Чистое небо и не игровыми – Грех и Тёмные? Война группировок:
возможна ли Зона без нее? Куликов: Ну на самом деле
такой вопрос задавали на презентации "СЗ" но мне не трудно ответить. Я
не любитель сообществ, именно поэтому вы не найдете меня ни в
"одноклассниках", ни "вконтакте", ни в прочих социальных сетях. Скорее
всего я стал бы одиночкой, и бродил бы по Зоне полагаясь только на
себя, либо в компании проверенных друзей. Ни одна из группировок не
зацепила меня своими идеями, к тому же я считаю, что глобальная война
группировок если и была возможна, то лишь кратковременно и не имела бы
никакого смысла. Долг, Свобода, Монолит... их появление логично и
обосновано. к тому же в оригинальной игре не так уж заметно они и
враждуют. Сферы влияния и территории поделены, чего воевать-то? А
множество мелких группировок не продержались бы в Зоне долго. Ну это на
мой взгляд. Fess: Позволяет ли тебе написание книг для себя открыть какие-то тайны Зоны, или просто дополнить мир игры? Куликов: Скорее
дополнить мир игры (хотя ограничиваться одной игрой уже нельзя, мир
СТАЛКЕРа давно вышел за пределы компьютерной стрелялки). Fess: Что вдохновило тебя на создание своей Зоны, в своем воображении. Куликов:
На самом деле "своя" Зона сложилась в голове давно, еще до выхода игры,
когда писались рассказы к первому литконкурсу. Если же вопрос о Зоне
воссозданной в "СЗ", то мы с Ежи Тумановским, когда обсуждали детали,
сошлись во мнении, что описываемая нами Зона должна быть такой, как
предполагалось изначально разработчиками игры- крайне опасной и
труднопроходимой. В нашей Зоне нельзя бегать сломя голову, пить водку,
практически невозможно перемещаться ночью. нахождение в ней -
смертельный риск. Fess: Да и ещё многие просили
транспорт в Зону, и некоторые авторы это реализовали - извини, но это
БРЕД!как ты себе представляешь аномалии, артефакты, мутантов, и причины
их возникновения? Как писатель и игрок. Куликов:
Тут все просто: аномалии - последствия Выбросов, артефакты - порождения
аномалий, внутри которых (или при их рождении) происходят неизвестные
науке физико-химические явления, следствием чего служат появления
артефактов. Fess: Значит ли это, что для тебя одинаков взгляд как писателя и игрока? Куликов: Нет,
взгляд писателя и игрока совершенно разный! Сейчас поясню. Как игрок я
ВООБЩЕ не задумываюсь над происхождением аномалий и артов. для меня в
игре аномалия - препятствие, арт - вещь. имеющая некую ценность. Все!
Объясню почему: чтобы я не думал, как бы не пытался понять, что есть
аномалия или артефакт, я не смогу ничего изменить. А вот в книге
совершенно другой подход. Мы с Ежи составили таблицу аномалий, в
которой кроме названий и принципа действия были столбцы "Физические
(химические) характеристики" и "возможное использование". мы
прорабатывали мелкие детали, потому что нам показалось логичным
использование аномалий. Ведь если гравитационные аномалии могли
корежить деревья, калечить и убивать живых существ, то силы действующие
внутри них могли воздействовать и на попавшую внутрь аномалии пулю,
например изменив ее траекторию. И таким образом мы получаем пресловутый
"выстрел из-за угла" причем достоверно объяснимый! И так же с другими
аномалиями. Fess: Планируешь ли ты еще писать о
сталкере дальше (если нет – то это будет преступление с твоей стороны…)
С кем тебе было бы интересно еще вместе поработать в соавторстве? и
почему? Куликов: Насчет книг в серии СТАЛКЕР - все
вопросы не ко мне, а к издательству. Идеи есть и интересные (чтобы не
быть голословным вскоре планирую выложить небольшой кусок текста в ЖЖ).
Будет предложение от АСТ - будем думать. пока же я работаю над другими
книгами. Работать с кем-либо в соавторстве - крайне непросто. поэтому
пока желания написать с кем то еще совместную книгу не возникло Fess: Победа на литконкурсе. Ожидал ли ты такого результата? и что, как ты думаешь, помогло тебе победить? Куликов:
Ожидать, конечно ожидал! Какой смысл участвовать в конкурсе, если нет
желания победить? просто так, для галочки? Это не про меня. Я участвую
в соревнованиях стремясь выиграть. Пусть это не всегда получается, но
нужно приложить все усилия, чтобы достичь поставленной цели. Я знал,
что "Две улыбки для контролера" сильный рассказ. И мне очень хотелось
чтобы читатели его оценили по достоинству, что собственно и произошло.
ну и в этом конексте нельзя говорить о какой-то помощи, если только о
помощи свыше. Fess: Твоё отношение к двум конкурирующим теперь сериям S.T.A.L.K.E.R и «Зона Смерти»? Куликов: Я
считаю, что конкуренция нужна. Некоторые не воспринимали "Зону смерти"
всерьез, но сейчас-то ясно, что проект весьма претенциозный! И дальнейшее развитие обоих серий будет зависеть от политики издательств их выпускающих. Fess:
как ты относишься к тому, что многие читают сталк-серию, да и другие
книги, в электронном виде, но приобретают бумажный вариант только для
коллекции. Отношение как писателя и как читателя. Куликов: Мне
больше нравится читать книгу в бумажном варианте. Работаю я, конечно, с
электронной версией, но после выхода книги обязательно перечитываю "в
бумаге". Совершенно по другому воспринимается текст. Fess: Есть ли реальные прототипы в жизни ваших героев в книге «Связанные Зоной»? И кто за кого в основном писал? Куликов:
Реальных прототипов у героев нашей книги нет. Все персонажи вымышленные
и сходство с кем-либо - случайно (так кажется принято писать?). А
вот кто за кого писал - пусть останется нашей профессиональной тайной.
К тому же разделение было до момента, пока герои не сошлись вместе.
Некоторые из общих друзей, кто уже знает манеру и стиль написания
каждого из нас, пытались угадать, но ничего у них не вышло. Fess: Считаешь
ли ты, Роман, что ты и Ежи произвели на свет одну из культовых книг в
серии Сталкер и, что вы внесли много нового во Вселенную Сталкера
(двойной щуп, обкатка, фантасмагория с аномалиями и.т.д.)? Куликов:
Ты сам почти ответил на свой вопрос - позиция "Щуп", обкатка, блаженная
слепота и думаю много еще можно перечислять. Новое - да! но приживется
ли это? Вопрос на который ответит время. но у нас есть все шансы, ведь
слово "Квад" прижилось, а придумал его Ежи. Насчет культовости, я не
уверен, просто не совсем понимаю этот термин. В любом случае все
зависит от читателей! Fess: Какой твой любимый фильм или несколько, и книга? Куликов:
потому что есть любимые книгИ и фильмЫ! то есть все во множественном
числе! Предпочтения конечно отданы фантастике, но не только.
Проще наверное перечислить несколько, потому что о любимых книгах
например, я могу рассуждать часами и не устану))). Итак, фильмы: Они
сражались за Родину, А зори здесь тихие, Достучаться до небес, На
гребне волны, Терминатор 1,2,3 ,Звездные войны, Властелин колец, Война
миров, Пророчество, Я- Робот.... думаю хватит, но список далеко не
полный. Ну и книги: Рей Олдридж серия о Руизе Аве, Дэн Симмонс весь
"Гиперион", Роберт Асприн серия "МИФ", Лукъяненко - романы о Диптауне и
цикл про Кея Датча, Толкиен "Властелин колец", книги Хайнлайна,
Желязны, Беляева, Дюма... не могу перечислить, потому что их очень
много. Fess: Ну и на последок, что пожелаешь нашему сайту и нашим Сталкерам? Куликов:
Пожелания просты: почаще пользуйтесь своим серым веществом, живите
сердцем и даже в Зоне оставайтесь людьми. Могу сказать, что интервью
было весьма интересным. Не все журналисты профи такое возьмут! Спасибо!
Удачи вам! |