Иногда
они возвращаются. Чтобы читатель принялся с нетерпением ждать
возвращения полюбившихся ему героев и фирменного стиля автора,
достаточного одного прочтения романа. За примером далеко ходить не надо
– для тех, кто отчаянно надеялся на новую историю о мрачном сталкере
Дезертире, выход «Сердца Дезертира» стал полной
неожиданностью и громом среди ясного неба. Но придя в себя и
ознакомившись с романом, фанаты удивились ещё больше – привычной
атмосферы первого «Дезертира» в нём не оказалось, а
сам Никита Нефёдов отодвинулся на второй план, освободив главные роли
другим, не менее интересным персонажам. Заинтригованный такой переменой
в стиле и сюжете, корреспондент GSC-Fan.com связался с единственным человеком, который смог прояснить ситуацию по данному поводу – с писателем-фантастом Алексеем Степановым, в реальной жизни известный как Игорь Пронин.
Наша справка
Московский прозаик и журналист Игорь Пронин родился
в 1968 году в Москве. Служил в рядах Советской Армии, учился в ВЗФЭИ на
экономиста, работал в банковской системе Москвы. Писать начал в 1998
году. Прозаический дебют состоялся в 2002 году: повесть «Мао» (2002)
обратила на себя внимание как критиков, так и читателей. С этого
момента Игорь Пронин профессионально занимается литературной и
журналистской деятельностью. Является одним из лидеров
писателей-фантастов «Нулевого поколения» — тех, кто пришёл в литературу
уже в новом веке. Перу фантаста принадлежат книги «Свидетели Крысолова»
(2004), «Паутина зла» в соавторстве с Александром Прозоровым (2004),
«Нашествие» (2005), «Звёздные викинги» (2006). Под псевдонимом Норман Сеймон написал несколько книг из серии «Мир пауков», под псевдонимом Алексей Степанов — романы «Дезертир» и «Сердце Дезертира» из цикла «S.T.A.L.K.E.R.».
А вот что сам Игорь рассказывает о себе: «Первые произведения,
написанные на перфокартах сине-красным карандашом, не сохранились. Ну и
фиг с ними. В детстве хотел стать пенсионером, потом артиллеристом (из
нашей коммуналки был хороший вид на МГУ), потом услышал про советских
писателей. Вообще-то я был бы очень хорошим советским писателем, и
поэтому очень не люблю демократов, либералов и прочую сволочь,
испоганившую мне жизнь. Решив стать писателем, учиться я, конечно,
перестал, и подростковый алкоголизм загнал меня в ИАЭ им. И. В.
Кручатова, но к случившейся в Чернобыле катастрофе отношения не имею, я
работал там просто ленивой обезьяной. Потом я много где работал ленивой
обезьяной, даже служил ей два года. Диплом приобрел в ВЗФЭИ, в
рассрочку, с тех пор иногда рассуждаю про экономику. Не слушайте.
Трудился в банковской системе Родины лет примерно десять, но большого
урона ей не нанес. Покинул систему в 2002-ом году по причине ее полной
моральной изношенности. Я не живу там, где человек без петли на шее
считается дикарем. Интернет-зависимость средней тяжести с 1999 года,
почти сразу же начались осложнения на литературной почве. Вылечиться
пока не удается, тем более что я вроде бы профессиональный литератор.
Хотя, если предложат хорошие деньги, то я опять мог бы побыть немного
ленивой обезьяной. Пишу все подряд, но получается одна фантастика.
Такова особенность моего яркого дарования: возьмусь описывать «Жигули»
— их никто не узнает. Приходится потом править на «звездолет», и тогда
всем сразу все понятно. Фантастика — классный жанр. Помимо «Клуба
русских харизматических писателей», я также зиц-член редколлегии
«Вечернего Гондольера» и еще ряда тайных обществ, в том числе «Держащие
свечу», «Лига забытых сириусянских биоргов» и «Упивающиеся смертью». В
комсомол вступал много раз, не приняли. Комсоргов и вообще всех
киборгов с тех пор не люблю. Мои книги продаются в каждом магазине. Я
очень крутой писатель, хотя этого никто не знает. В ближайших
творческих планах заработать кучу бабла. У меня есть жена и дочка, я
люблю пиво всегда, а водку под закуску, я очень хороший человек, но с
первого взгляда это не всем ясно, в свободное время я обычно сплю, если
не очень холодно. В общих чертах это все. А, еще: Майор — это не
звание, это фамильный титул».
GSC-Fan.com: Добрый день, Игорь! Замечено, что вы не щедры на интервью. С чем это связано, почему вы так скрытничаете? :) Игорь Пронин:
Не то, чтобы я скрытничал, просто рассказывать особо не о чем. В
принципе, все в книгах – если будет, что добавить, напишу еще. От
интервью я, в принципе, не отказываюсь, если только это не связано с
какими-то неудобствами для меня, но и смысла в них особого не вижу.
Литературный текст должен быть интересен сам по себе, кем бы ни был
подписан. Вот его и надо бы обсуждать, вовсе не касаясь автора.
Неважно, о чем он там в процессе написания думал, что хотел сказать –
важно, что в итоге получилось.
Ну и, конечно, иногда просто не хватает времени. Остродефицитная штука это время.
GSC-Fan.com: Какую цель вы ставите перед собой, когда пишете?
Игорь Пронин: Рассказать историю о людях. А какие
еще могут быть цели? Идеологические? Ну, это не ко мне… Чисто
эстетически, скажем, мне нравится «имперская идея», но она только на
бумаге хороша. А в реальности люди только предполагают, располагают
нашими жизнями совсем иные силы. Оттого и сказано, что благими
намерениями выложена дорога в ад. Так что в творчестве я аполитичен
абсолютно.
История о людях, вот и все. Желательно, конечно, чтобы и люди, и их история понравилась читателям, но это уж как повезет.
Говоря о целях, могу только добавить, что, наверное, попутно ищу
свое место в литературе. У меня каждый текст – экспериментальный, я
заранее не знаю, что получится. Поэтому и оказываюсь в разных жанрах –
то в фэнтези, то в космоопере, то «в Зоне», а недавно про пиратов
книжку сочинил. Это интересно, да и не стоит торопиться «включать
станок» – тогда труд станет работой, а «работа» и «раб» однокоренные
слова. GSC-Fan.com: Помогает ли вам в творчестве богатый жизненный опыт?
Игорь Пронин: Да я не считаю его каким-то особенно
богатым. Обыкновенный опыт, просто собирался достаточно долго, сорок
два года уже. Что-то накопилось, конечно… Самое важное, наверное – я
кое-что знаю о людях. Недостаточно, чтобы их понять полностью, но
кое-что знаю.
Это важно, потому что «история о людях» должна быть именно о людях,
а не о картонках. Вообще для меня важнее всего герой, персонаж, все
остальное должно с ним «приключиться» само собой. Героя надо как-то
почувствовать, тогда он начнет жить и реагировать на происходящее с ним
индивидуально, сам потащит куда-то сюжет. Поэтому я не в состоянии
полностью написать книгу по задуманному синопсису – герои неизбежно
начнут вносить свои изменения.
А использовать вместо героев «функции» мне неинтересно. Это даже скучнее, чем читать такого рода произведение. GSC-Fan.com: Фантастику и тех, кто её любит, зачастую обвиняют в бегстве от реальности. Справедливо ли подобное утверждение?
Игорь Пронин: Ну, почему же сразу «бегство»? Лучше
сказать «отдых». Такую позицию тоже можно критиковать – живем, мол,
один раз, нет времени отдыхать от жизни… Но я бы не разделял реальность
и литературу в этом разрезе. Все, что мы читаем, смотрим, слушаем, а
теперь и играем – тоже наша жизнь. И пообщаться с космодесантником
Горбовским иногда приятнее, чем с некоторыми знакомыми из «реальности».
Так что все зависит от конкретного человека. Кто-то и правда
убегает, ему здесь скучно, хочется в мир бластеров и звездолетов, или
мечей и колдовства. Это, конечно, не выход… Но, с другой стороны, так
же убежать можно и в бизнес – а «деньги» ведь тоже лишь малая часть
реальности. И чертовски переоцененная. А еще можно убежать в спорт, в
секс, в филателию, в алкоголизм, в мир семейных ценностей – бесконечное
количество дорог. Так что ключевое слово – «бегство». Убегать не надо,
но и жить, не играя во всевозможные игры, не получится – «жизнь игра,
живи играючи».
И еще: а что такое «фантастика»? Телесериалы «за жизнь» имеют
отношение к реальности приблизительно такое же, как и серия «Сталкер».
Или меньшее… Выпуски новостей полны фантастики, а политика – не только
в СНГ – это просто феерически фантастический мир.
Одним словом, нет никакой реальности. Потому и убежать от нее
нельзя. Вывод: бежать, но не «от», а «к». Не знаю, к чему конкретно…
Фаина Раневская сказала бы «из п…ы в могилу», но я более оптимистичен.
Я верю в продолжение сериала. GSC-Fan.com: Каких писателей вы могли бы назвать источниками вашего вдохновения?
Игорь Пронин: В детстве обожал фантастику,
переводили у нас редко, но метко: Азимов, Кларк, Шекли, Бредбери, Лем…
Великие старики. Конечно, Стругацкие, в меньше степени Ефремов, а
Казанцева отчего-то сразу невзлюбил. На этом же фоне шли Дюма, Лондон,
Конан Дойль, Стивенсон, Марк Твен и вся честная компания – книг в доме
было много. К русской классике подобрался позже, она у нас «серьезная»,
пичкать ей детей вредно. Зато теперь с удовольствием перечитываю, да и
относительно переводов стал тяготеть к вещам «потяжелее». Не могу
сказать, что меня вдохновляет, скажем, Камю, но как знать… «Чума»,
скажем, тема интереснейшая и что-то такое начинает крутиться в голове.
Идеал книги на сегодня – «Моби Дик», вот как надо рассказывать
историю… И конечно, это фантастика, потому что настоящие истории
фантастичны.
GSC-Fan.com: Какому персонажу из ваших произведений вы симпатизируете больше всего?
Игорь Пронин: Не могу никого выбрать. Я не пишу «про себя», у меня нет «авторского персонажа».
Мне нравится Хью Грамон, это фэнтезийный персонаж, толстый лысый
коротышка, высокопоставленный чин из «охранки». Он умный, умнее меня, и
для него нет нерешенных вопросов. Мне нравится Мао из моей первой
одноименной повести, смешной алкоголик-философ, наивный и умеющий
чувствовать мир как колыбель. Мне нравится Моника из «книжки про
пиратов», красивая и злобная стерва. Она забавная, потому что мне
ничего сделать не может, а я вот могу ее… Ой, чего только не может
сделать автор с персонажами. И да, мне нравится Дезертир, хотя в
отношении к нему много сочувствия. Он «вляпался» в печальную, по сути,
историю, которая ничем хорошим в финале ему не светит.
GSC-Fan.com: Расскажите, с чего началось ваше участие в литературном проекте S.T.A.L.K.E.R.? Как вы оказались к нему причастны? Игорь Пронин: Меня
позвал Орехов, за что ему огромное спасибо с кисточкой. Позвонил и
сказал: поедем в Киев, в творческую командировку! И конечно, я поехал,
и еще Калугин поехал, и было нам весело, хотя что такое
«S.T.A.L.K.E.R.» я тогда толком не понял – игры еще не было, просто
много говорили о том, какой она будет.
Потом мы все вернулись, отдышались, всмотрелись в скриншоты и каждый
придумал Зону, и написал о ней книгу. Это было интересно, но когда
потом S.T.A.L.K.E.R. выпрямился во весь свой богатырский рост, я был
поражен. Просто не готов оказался к тому, что проект окажется таким
успешным. С тех пор, именно благодаря S.T.A.L.K.E.R., наша фантастика
сильно изменилась и процесс, скорее всего, еще только в начале.
GSC-Fan.com:
Главный герой ваших книг в "Сталкере" – дезертировавший солдат Никита,
не выдержавший издевательств со стороны дембелей и ушедший в Зону. Как
считаете, побег из войсковой части помог ему стать героем или наоборот,
оказался для него лишь дополнительным препятствием?
Игорь Пронин: Дезертир не может быть героем в
эпическом понимании этого слова. Никита – беглец, жертва обстоятельств,
которым не смог противостоять. Причин тому много, есть и субъективные,
и объективные. И дальше он не выбирал себе судьбу, а лишь продолжал
бежать, уворачиваясь от людей и чудовищ. Лишь в конце книги Никита
понял, такое бегство может оказаться вечным и решился повернуться к
врагу лицом. Но его врагом к тому времени стала сама Зона.
GSC-Fan.com:
После выхода "Дезертира" читатели надеялись, что продолжение романа
будет, но его так и не последовало. Однако внезапно вышедшее "Сердца
Дезертира" показало, что вы передумали. Что заставило вас спустя
несколько лет вернуться к похождениям Никиты Нефёдова? Игорь Пронин: Продолжения
«Дезертира» не было, потому что меня увлекли иные дали –
телесериальные, например. Тем более, что у большинства читателей и
авторов утвердился иной образ Зоны, не похожий на мой. Времена
изменились, появилось время, я написал продолжение… Но теперь попытался
немного «подстроиться» под уже обжитую множеством коллег Зону. Я ведь
уже говорил: у меня каждый текст – эксперимент. Посмотрим, что из этого
выйдет.
GSC-Fan.com:
Судя по отзывам фанатов, стиль в "Сердце дезертира" заметно отличается
от того, который полюбился им в оригинальном "Дезертире". Чем объясните
такую резкую смену?
Игорь Пронин: Вот это оно и есть, попытка сделать
иначе. Оттого и герой другой – не мрачноватый, ведущий вечную войну с
Зоной Дезертир, а сталкер-неудачник Рябой. Для Рябого эта война
совершенно чужда и неинтересна. Он просто обитатель Зоны, это его
естественная среда. Стиль потребовался другой – полегче, как и
философия Рябого.
GSC-Fan.com:
Как протекал творческий процесс написания "Дезертира" и его сиквела? Вы
были абсолютно свободны при создании этих книг или придерживались
исключительно базовой концепции игры S.T.A.L.K.E.R.?
Игорь Пронин: Базовой концепции нужно было
придерживаться, конечно, вот только при написании «Дезертира» вся она
уместилась бы на половине странички. Другое дело – теперь… Хотя,
конечно, никто не требует от меня полного соответствия «Зоне» Орехова,
скажем. Это я попытался стать ближе. Правильное это было решение или
нет – время покажет. Мне было интересно.
GSC-Fan.com:
Обращались ли вы к другим авторам серии за консультациями, пока
работали над романами в S.T.A.L.K.E.R.? По крайней мере, в "Сердце
Дезертира" чувствуется, что многими советами с вами делился Василий
Орехов J
Игорь Пронин: Василий Орехов черта с два будет с
кем-нибудь чем-либо делиться! У него можно только стянуть что-нибудь,
пока он не видит. То же касается и всех остальных. Коллеги у меня
жадные: придумают аномалию, и вставят ее непременно в свою книжку, а не
в мою…
GSC-Fan.com:
У вас есть какие-то замечания к оформлению ваших романов? Как вы
отнеслись к тому, что "Сердце Дезертира" вышло в столь нелюбимой
многими мягкой обложке?
Игорь Пронин: Мне тоже не по душе мягкие обложки.
Но существует какой-то общий тренд, вспомним хоть проект «Этногенез».
Я, честно говоря, не близок к издательской кухне – каждый должен
заниматься своим делом. Поэтому претензий к издателям у меня нет.
GSC-Fan.com: Вам доводилось видеть и, вероятно, читать
немецкое издание вашего "Дезертира"? Как вы его оцениваете? Пользуется
ли он успехом в Германии? Игорь Пронин: Да,
я прочел несколько слов. Попадались знакомые: «soldaten», «deserteur»…
Тем не менее, оценить качество перевода представляется для меня
затруднительным. Будем надеяться, что «немецкое качество» не подведет.
Для меня этот перевод – просто символ. Символ того, что цели надо
ставить масштабные… Ничего невозможного в принципе не существует. Успех
в Германии желателен, но рассчитывать на него трудно – там иной рынок,
там иной «культурный контекст», а «Дезертир» все же выстроен на наших,
постсоветских реалиях.
GSC-Fan.com: Чьи книги из цикла S.T.A.L.K.E.R. вы смогли прочесть, и какие вы можете отдельно выделить?
Игорь Пронин: Без комментариев. Я всех люблю.
Писатели-фантасты – это же единый цех! Да еще «бригада S.T.A.L.K.E.R.»…
Выделишь кого-то, так сперва мне темную устроят, а потом и ему. Да и не
так много книг я прочел, как хотелось бы… Чехов вон стоит недочитанный,
а времени совсем нет.
GSC-Fan.com: Вы поддерживаете общение с кем-либо из участников серии "Сталкер"? С какими писателями знакомы лично?
Игорь Пронин: Стараюсь общаться. В основном,
конечно, на конвентах – вот кстати, уезжал с группой коллег в Харьков,
на «Звездный Мост». Ну, и в остальное время иногда удается встречаться…
Хотя по большей части общение электронное. Но главное – конвенты,
именно благодаря им и «сплотились ряды» нашей фантастики. Так что я
знаком со многими, перечислять нет смысла. А с кем не знаком – буду рад
познакомиться, дело хорошее.
GSC-Fan.com: Возможно ли появление ваших новых романов в проекте S.T.A.L.K.E.R.? Есть какие-нибудь идеи и мысли для грядущих произведений?
Игорь Пронин: Возможно, но пока это все, что я могу
сказать. Надо еще посмотреть, что получится с «Сердцем Дезертира», а
уже потом появятся (или нет) идеи и мысли.
GSC-Fan.com: Вам самому по душе писать книги для мультимедийного проекта? Постапокалиптическая тематика не кажется вам приевшейся?
Игорь Пронин: Приедается не тематика, а
одинаковость созданных на ее фоне произведений. Шаблоны, штампы,
«ожиданные повороты» сюжета… Но любую тематику можно и развернуть
поинтереснее, и «вывернуть» нестандартно. Вампиры или постапокалипсис –
это же только фон. Ну и, самое главное, хороших книг никогда не будет
слишком много, дефицит на них был, есть и останется – как и на все
хорошее. Перепроизвести можно только дерьмо. А если задача все же
написать книгу хорошую, то какая разница, в рамках проекта работаешь
или нет? Мультимедийный он или чисто литературный? Пока это интересно,
а тема близка – все в порядке. Вот в проекте, скажем, «Дарья Донцова»
(условно) я бы, наверное, не смог участвовать. Хотя вот сказал и
задумался… Тот еще был бы «эксперимент». GSC-Fan.com:
Уделяете ли вы внимание компьютерно-игровой индустрии? Бывало ли такое,
что, засев в какой-нибудь игре, вы не могли уже оторваться? Что вы
думаете об играх серии S.T.A.L.K.E.R., какие плюсы и минусы вы для себя
обнаружили?
Игорь Пронин: Времени, времени не хватает.
Компьютерные игры становятся, или даже уже стали, не только индустрией,
но и видом искусства. И надо бы мне присмотреться к ним получше… Но
времени пока не хватает.
Мне нравится S.T.A.L.K.E.R., но это и все, что я могу сказать –
игрок из меня не авторитетный, «часов» нагулял немного. Вот дождусь
планового обновления «конопутерного парка», и тогда обязательно займусь
плотнее этой часть реальности.
GSC-Fan.com: Игорь, что вы можете в заключение сказать своим читателям и поклонникам "Сталкера"?
Игорь Пронин: Живите разнообразно! Все ухватить
нельзя, «седалища не хватит», но и запираться в чем-то одном тоже не
стоит. S.T.A.L.K.E.R. хорош, но и Чехов неплох. Он даже гениален, этот
Чехов! Но и в Степанове что-то можно найти :)
Мы присоединяемся к пожеланиям Игоря, благодарим его за
беседу и желаем писателю дальнейшего успеха во всех сферах его бурной
деятельности! И Алексею Степанову тоже :)
Автор статьи благодарит Василия Орехова за помощь в организации интервью.
Автор: Вячеслав Мурыгин
Источник: GSC-fan.com |