Лучшие специалисты в области ядерной безопасности прилетели для оказания помощи на «Фукусиме-1». У них есть уникальный опыт работы на разрушенной АЭС. 12:55, Среда Март 16, 2011
«Фукусима-1» после серии взрывов стала центром внимания всего мира
Сотрудник Российского института проблем безопасного развития атомной энергетики Валерий Стрижов и Владимир Асмолов из Росатома вместе с группой российских ученых отправились в Японию, чтобы исследовать последствия взрыва энергоблоков на «Фукусиме-1» и помочь справиться с последствиями катастрофы.
- Когда собиралась группа ученых, не возникло даже вопросов, кого отправлять: Стрижов и Асмолов - одни из лучших специалистов в стране, - рассказал Life News коллега атомщиков Петр Кондратенко. – Оба они имеют награды за исследования в Чернобыле.
Валерий Стрижов на ликвидации чернобыльской аварии
За участие в ликвидации страшной аварии 1986 года Валерий Федорович и Владимир Григорьевич удостоены орденов Мужества.
В Чернобыле Стрижов и Асмолов, работая в составе правительственной комиссии, проводили аналитические исследования после взрыва реактора.
Группа ученых Курчатовского исследовательского института в составе которых были Валерий Стрижов и Владимир Асмолов, прилетевшая в 1986 году в Чернобыль, поселилась в деревне недалеко от опасной АЭС.
- Всего мы там пробыли 3 месяца, Валера, по-моему, был полтора, - рассказал Life News первый заместитель директора ИБРАЭ РАН Рафаэль Арутюнян.
Владимир Асмолов
Ради исследований атомщики бесстрашно шли туда, где радиация доходила до 1000 рентген в час.
- Когда делали карты, электроника не всегда помогала и приходилось идти своими ногами и смотреть что там находится, - признался Рафаэль Варназович. – Были и в машинном зале, где 1000 рентген в час было - и ничего. На самом деле если работать правильно, то совсем не страшно. Поэтому в Японии при 40 рентгенах вполне можно работать – пусть и не долго, но можно.
Тогда ученые впервые в мире использоволи «ловушку» - устройство, которое в случае расплава топлива не дает опасным веществам попасть в окружающую среду.
Специалисты-атомщики без страха питались местными продуктами.
- Там в деревне и клубника, и яблоки. А какой замечательный там виноград – «Изабелла», - мечтательно вспоминает Рафаэль Варназович. – Мы их и так ели, и варенье варили. А один из коллег даже вино виноградное сделал. И ничего с нами не случилось – живы-здоровы и дети у всех есть.
Ученые жили в деревне неподалеку от разрушенного реактора ЧАЭС
Несмотря на богатый опыт Асмолова и Стрижова самолет с российскими учеными не сразу пустили в Японию для оказания помощи.
Только после двух дней, которые наши ученые провели в Хабаровске, атомщикам разрешили прилететь в Токио и включили в состав международной группы ученых.
Сейчас российские специалисты находятся в столице Японии, где в ближайшее время будет принято решение о том, куда отправятся атомщики для исследований.