Первым о планах переустройства заявил губернатор Киевской области Анатолий Присяжнюк. Он объявил, что восстановление агропроизводства в зоне начнется в ближайшее время. «Мы подписываем договор с инвестором, который возьмет земли, наиболее пострадавшие от аварии», — поведал Присяжнюк. Теоретическая база под этот проект подведена крепкая: если продукцию из-под реактора отправить «на доращивание» в чистые земли, то по документам она будет безопасной.Госагентство Украины по управлению зоной отчуждения уже подписало меморандум о сотрудничестве с украинско-бельгийской фирмой PhytoFuels Investments и с нидерландской Wageningen University and Reseach Center. Совладелец первой Лоика Лерминьо уверяет: выращенное под Чернобылем биотопливо заменит Украине один миллиард кубометров газа. А замглавы Госагентства по управлению зоной отчуждения Николай Проскура вот что рассказал «Известиям». Во-первых, просо — это просто, один раз посеял и пятнадцать лет жнешь. Во-вторых, «покос растений обеспечивает пожаробезопасность зоны». В-третьих, Киев получает альтернативный источник энергии. Под посевы отдадут половину из 2540 квадратных километров зоны.
Украинское правительство готово растить под Чернобылем хоть просо, хоть рапс, лишь бы деньги давали. Сейчас зона — территория убыточная. Стоимость консервации станции — 1,5 миллиарда долларов. А по итогам международной конференции, проведенной в апреле 2011 года, на нужды зоны удалось собрать 550 миллионов евро.
Идея продавать рапс из зоны в Турцию, Пакистан и ОАЭ возникла в 2009-м, во время экономического кризиса. Тогда МЧС Украины предложило: радиоактивные леса надо вырубить, ошкурить и продать, а на пустующих землях развернуть широкое сельхозпроизводство. В 1990-х зона уже пыталась стать производителем товаров для чистых мест. В загрязненном 600-гектарном пруду начали выращивать рыбу, 300 квадратных километров леса отдали под вырубку, восстановили ферму в зонном поселке Куповатом, пытались вывести давно исчезнувшего с украинских просторов тура, телят растили. И их, и рыбу отправляли на «доращивание» в чистые зоны. Эта рыба могла бы светиться в темноте — в ней от 5 до 40 тысяч беккерелей на килограмм при норме 150.
А еще под станцией устроили звероферму, норок растили, только вот те почему-то лысели. Тут же пытались выращивать пшеницу, но из-за мутаций получили ее доисторического предка. Сотня гектаров была отдана под картофель, но и он мутировал. Тогда в зону завезли лошадей Пржевальского из заповедника Аскания-Нова. Предполагали, что они вытопчут радиационную траву и очистят землю. Траву и экспериментальные посадки лошадки съели, размножились и теперь носятся по зоне тремя табунами, пугая местных самоселов.
Бельгийцы уже тогда участвовали в чернобыльских экспериментах, которые пришлось свернуть — деньги кончились. Обещанных правительством 200 миллионов долларов на все громадье планов не хватило. Теперь глава МЧС Виктор Балога обещает сделать зону туристическим объектом. Министерство организует туда платные экскурсии. В перспективе — превращение зоны в украинский Лас-Вегас и перенос сюда игорных заведений со всей страны. Украина усвоила и превзошла опыт Белоруссии, придумавшей программу возвращения в агропроизводство чернобыльских земель к 2020 году. Первые бодрые всходы Киев намерен получить уже в 2012-м.
* * *
Справка
При аварии выброс радиации на ЧАЭС составил 50 миллионов кюри, что равнозначно взрыву 500 атомных бомб. На Украине радиоактивное облако накрыло 12 из 25 областей — около 44 тысяч квадратных километров, пострадали более трех миллионов человек. От последствий облучения скончались более 300 тысяч человек.
* * *
PRO
Николай Проскура, заместитель главы Госагентства по управлению зоной отчуждения:
— Опыты по выращиванию разных культур на этих загрязненных территориях показали, что можно сеять, например, рапс, превращая его затем в топливо. Есть способы сжигания биомассы, которые не загрязняют воздух. Радионуклиды остаются в золе и могут попасть в грунтовые воды. Поэтому золу будут цементировать и транспортировать в хранилища. Это производство требует небольшого персонала и позволит зоне отчуждения превратиться из территории, которая выкачивает деньги из бюджета, в финансово независимую территорию.
CONTRA
Дмитрий Гродзинский, академик НАН Украины:
— Возвращение жизни загрязненным территориям — легкомысленное увлечение. Зона очень пестрая по загрязненности, где-то излучение минимальное, а где-то очень высокое. На этих землях нельзя ничего растить. К тому же при сельхозработах будет подниматься радиоактивная пыль. Я не понимаю, почему мы пытаемся их распахать, когда чистые земли у нас сорняками зарастают.